Изменения в трудовом и уголовном законодательстве
09.12.2024
В
Трудовом кодексе Российской Федерации закреплены гарантии для работников,
выполняющих работу по наставничеству в сфере труда
Федеральным
законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ глава 55 Трудового кодекса Российской Федерации
дополнена статьей, устанавливающей особенности регулирования труда работников,
выполняющих работу по наставничеству в сфере труда.
Наставничество
в сфере труда (далее - наставничество) – выполнение работником на основании его
письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому
работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем
месте по полученной (получаемой) другим работником профессии
(специальности).
В
трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с
работником, которому работодатель поручает работу по наставничеству,
указываются содержание, сроки и форма выполнения такой работы.
Федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут
устанавливаться размеры и условия осуществления выплат за наставничество
работникам соответственно федеральных государственных учреждений,
государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных
учреждений.
Размеры и
условия осуществления выплат за наставничество работнику устанавливаются
трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору в
соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учетом
содержания и (или) объема работы по наставничеству. Указанные размеры и условия
осуществления выплат за наставничество должны быть не хуже, чем размеры и
условия осуществления выплат за наставничество, установленные нормативными
правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере.
Работник
имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а
работодатель – досрочно отменить поручение об осуществлении наставничества,
предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня.
Федеральный закон вступит в силу с 01 марта 2025 года.
Расширен перечень лиц, к которым не применяется
административный арест
Федеральным законом от 09.11.2024 № 379-ФЗ внесены изменения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривающая, что административный арест устанавливается и
назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных
правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим
детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати
лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные
сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета
Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской
Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной
противопожарной службы и таможенных органов, дополнена положениями о
неприменении административного ареста к женщинам, имеющим детей-инвалидов либо
являющимися усыновителями, опекунами или попечителями детей в возрасте до 14
лет или детей-инвалидов, мужчинам, являющимися одинокими родителями и имеющим
указанных детей либо являющимися их единственными усыновителями, опекунами или
попечителями.
Федеральный закон
вступит в силу с 20 ноября 2024 года.
Об изменениях в предоставлении компенсации расходов на
оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №
835 утвержден единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее –
Стандарт).
Положения Стандарта постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.07.2024 № 901 дополнены пунктом 18 (1), согласно которому при принятии
решения о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации
используются сведения о наличии у граждан подтвержденной вступившим в законную
силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг, образовавшейся не более чем за 3 последних года, которые
содержатся в государственной информационной системе жилищно-коммунального
хозяйства, по состоянию на первое число месяца, в котором принимается указанное
решение.
Данное изменение законодательства вступило в силу с 1 ноября 2024
года.
С учетом указанных правил исключается возможность отказа в
предоставлении компенсации в связи с неправомерным начислением задолженности
исполнителем коммунальной услуги. Кроме того, для решения вопроса о компенсации
будут использоваться сведения государственной информационной системы жилищно-коммунального
хозяйства.
Усилена административная ответственность для
работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для
трудоустройства инвалидов
Федеральным законом от 09.11.2024 № 382-ФЗ внесены изменения в
статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема
на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от
выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу
инвалида в пределах установленной квоты повлечет наложение штрафа на
должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на индивидуальных
предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50
тысяч до 100 тысяч рублей.
Усилена
уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, фиктивную
регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без
гражданства, подделку, изготовление или оборот поддельных документов
Федеральным законом от 09.11.2024 №
383-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью
151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответствующие изменения, которыми
повышаются санкции и вводятся новые квалифицирующие признаки, внесены в статьи
322.1 - 322.3 и 327 УК РФ.
Также в статью 151 УПК РФ внесены
корреспондирующие изменения, касающиеся проведения предварительного следствия в
отношении преступлений, связанных с организацией незаконной миграции.
Деньги, ценности
и иное имущество, полученные от организации незаконной миграции, совершенной из
корыстных побуждений, подлежат конфискации
Федеральным законом
от 09.11.2024 № 387-ФЗ внесены изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса
Российской Федерации, согласно которым пункт «а» части первой статьи 104.1 УК
РФ «Конфискация имущества» дополнен статьей 322.1 УК РФ «Организация незаконной
миграции».
При этом
предусматривается, что по данной категории уголовных дел конфискация будет
применяться лишь при условии совершения преступления из корыстных
побуждений.
Приняты законы об усилении ответственности за
незаконную миграцию
Принят Федеральный закон от 09.11.2024 № 384-ФЗ с изменениями в статью
63 Уголовного кодекса РФ, которая дополнена новым пунктом «у». Отягчающим
уголовное наказание обстоятельством признается совершение преступления лицом,
незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
С 9 ноября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024 №
383-ФЗ, который создает дополнительные механизмы противодействия незаконной
миграции.
Изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной
миграции» установили нижний предел санкций, что обеспечит соразмерность и
неотвратимость наказания. Часть 2 дополнена квалифицирующими признаками:
совершение деяния с целью скрыть другое преступление или облегчить его
совершение, с использованием поддельных документов, а равно с изъятием,
сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, а также с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, Интернета.
Такие деяния отнесены к тяжким преступлениям, за совершение которых
максимальное наказание – до 10 лет лишения свободы.
Новая часть 3 устанавливает повышенную ответственность за организацию
незаконной миграции в составе организованной группы или в целях совершения
тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации. Это
особо тяжкие преступления, максимальное наказание – лишение свободы до 15 лет
(ранее до 7 лет) со штрафом от 3 до 5 млн рублей.
Максимальный срок лишения свободы за фиктивную регистрацию и постановку
на учет иностранцев и лиц без гражданства увеличен с 3 до 5 лет. Введена
повышенная ответственность за подделку документов, их изготовление или оборот
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с целью
скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
О защите лиц,
сообщивших о коррупционных правонарушениях
Российская Федерация, ратифицировав международные правовые документы в
области противодействия коррупции, обязалась принять правовые основы для
обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Так, согласно части 4 ст. 9 Федерального закона «О противодействии
коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший
работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах
обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения или
о фактах совершения другими служащими коррупционных правонарушений, находится
под защитой государства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №
309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О
противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том
числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции.
Согласно данному порядку меры дисциплинарной ответственности к
указанным лицам применяются только на заседании комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.
Важной гарантией является освобождение лица от уголовной
ответственности за сообщение о факте совершения преступления коррупционной
направленности, а также возможность рассмотрения вопроса о государственной
защите лица как участника уголовного судопроизводства.
Новый закон о строительстве жилых домов по договорам
подряда с использованием счетов эскроу
С 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон № 186-ФЗ от
22.07.2024 «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с
использованием счетов эскроу» (далее – Закон).
Закон регулирует отношения, связанные со строительством юридическими
лицами или индивидуальными предпринимателями жилых домов на земельных участках,
принадлежащих гражданам на праве собственности, а также предоставленных им на
праве аренды, безвозмездного пользования в целях приобретения ими права
собственности на жилые дома, построенные на таких земельных участках, в том
числе с использованием промышленной продукции лесопромышленного комплекса и
(или) иной промышленной продукции, произведенной в России, в соответствии с договором
строительного подряда, денежные средства по оплате в рамках которого
размещаются заказчиками на счетах эскроу.
Счет эскроу – специальный банковский счет, предназначенный для
условного депонирования безналичных денежных средств (п. 1 ст. 860.7 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
В рамках договора Законом предусмотрено использование типовой проектной
документации или домокомплектов, сведения о которых размещены в единой
информационной системе (ЕИС) жилищного строительства. Подрядчик сможет заключать
договоры строительного подряда при условии присвоения уникального
идентификатора.
Определены требования к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, при выполнении которых они имеют право заключить с
гражданином договор строительного подряда, особенности такого договора, порядок
использования счета эскроу.
Законом урегулированы вопросы раскрытия информации, связанной с
заключением договора строительного подряда.
Индивидуальное жилищное строительство с использованием механизма счетов
эскроу возможно не только на собственных земельных участках, но и на
арендованных. Регламентирован порядок привлечения средств материнского
капитала.
Последствия неуплаты штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления
Статьей 46 Уголовного кодекса РФ в качестве одного из видов наказания
предусмотрен штраф.
Однако в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в
качестве основного наказания (за исключением случаев назначения штрафа в
размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме
коммерческого подкупа или взятки), он заменяется иным наказанием, за
исключением лишения свободы.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом
исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа
или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется
наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей
Особенной части УК РФ. При этом назначенное наказание не может быть условным.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не
уплативший штраф без рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления
приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот
же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого
последующего месяца.
Ответственность
за сбор валежника в лесу
Валежник относится к недревесным лесным ресурсам, заготовку и сбор
которых для собственных нужд, то есть не в коммерческих целях, граждане могут
осуществлять свободно и бесплатно при условии соблюдения порядка, утвержденного
законом субъекта РФ.
Граждане могут бесплатно и без ограничений собирать валежник в лесу для
собственных нужд при соблюдении установленного порядка его сбора. За нарушение
этого порядка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. К
валежнику относятся лежащие на земле остатки стволов деревьев, сучьев, не
являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или)
образовавшиеся в результате естественных биологических процессов (усыхание,
повреждение насекомыми, стволовыми вредителями, поражение болезнями леса,
нарушение целостности корневой системы и т.д.) или под воздействием
неблагоприятных факторов окружающей среды (например, бурелома, снегопада) (п.
17 Правил, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496).
Сбор валежника может осуществляться в течение всего года без
ограничений по объему. Заготавливать и собирать его можно способами, не
наносящими ущерба лесу.
Нарушение гражданами правил заготовки и сбора недревесных лесных
ресурсов, в частности валежника, может повлечь административную ответственность
(ч. 3 ст. 8.25 КоАП РФ).
Будет запрещена
продажа энергетиков несовершеннолетним
Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи
безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)
несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об
общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
с 1 марта 2025 года устанавливается запрет продажи безалкогольных тонизирующих
(в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним на всей территории
Российской Федерации.
Под тонизирующими напитками понимаются безалкогольные и слабоалкогольные
напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе
растительного происхождения, в количестве, достаточном для обеспечения
тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков
на их основе.
В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем
безалкогольных энергетиков совершеннолетия продавец вправе потребовать у
покупателя документ, позволяющий установить его возраст.
Устанавливается обязанность продавца отказать покупателю в продаже таких
напитков, если имеются сомнения в достижении покупателем совершеннолетия и
документ, позволяющий установить его возраст, не был представлен.
Субъекты Российской Федерации смогут установить ограничения времени и мест
продажи таких напитков.
Контроль за соблюдением требований будет осуществлять исполнительный
орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление
регионального государственного контроля (надзора) в области продажи
безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), без
проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий.
Ответственность за сокрытие номеров автомобилей и
других транспортных средств ужесточена с 14 октября 2024 года
Федеральным законом от 14.10.2024 № 342-ФЗ внесены изменения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1
Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях», которые вступили в силу со дня официального
опубликования (16.10.2024).
Так, введено отдельное наказание за управление транспортным средством с
госномерами, установленными с помощью устройств, которые мешают распознавать
регистрационные знаки или позволяют их изменить либо скрыть.
Нарушителю грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора
лет с конфискацией оборудования.
Ранее за это штрафовали на 5000 руб. или оставляли без прав на период
от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, лишение прав на срок от года до полутора лет теперь
предусмотрено и за повторное управление транспортным средством:
- без номеров;
- с регистрационными знаками, которые установили не туда, куда нужно;
- с номерами, которые изменили либо оборудовали с применением
материалов (не устройств), мешающих определять такие знаки и т.п. (ч. 5 ст.
12.2 КоАП РФ).
Раньше данного состава нарушения не было.
Правила оплаты
неиспользованных дней отдыха при увольнении
Федеральный закон от 30 сентября 2024 года № 339-ФЗ «О внесении
изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации» устанавливает,
что день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию
работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной
или праздничный день.
Также этот день может быть присоединён к отпуску, предоставляемому в
указанный период.
Кроме того, согласно изменения, если на день увольнения работника
имеется не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя день
отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, в день увольнения
такому работнику выплачивается разница между полагавшейся ему оплатой работы в
выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведённой оплатой
работы в этот день.
Такая разница выплачивается за все дни отдыха за работу в выходные или
нерабочие праздничные дни, не использованные работником в период трудовой
деятельности у работодателя.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Ограничения,
установленные для граждан, замещавших ранее должности государственной или
муниципальной службы, при дальнейшем трудоустройстве
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О противодействии
коррупции», если бывший служащий принимается на работу по трудовому либо
гражданско-правовому договору с оплатой более ста тысяч рублей в месяц в
организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции управления, он
обязан получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному
поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Неисполнение
указанного требования влечет расторжение заключенного с ним договора.
Кроме того, в течение двух лет после увольнения бывший служащий обязан
при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров сообщать новому
работодателю сведения о последнем месте своей службы, который, в свою очередь,
обязан в десятидневный срок сообщать о заключении договора представителю
нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение работодателем обязанности по сообщению о трудоустройстве
бывшего служащего влечет привлечение такого работодателя к административной
ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и влечет наказание в виде административного
штрафа на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от
100 до 500 тысяч рублей.
С 01.09.2025 вводится уголовная ответственность за
пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков
Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 226-ФЗ в Уголовный кодекс
Российской Федерации была добавлена новая статья — 230.3 «Пропаганда
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров,
растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их
прекурсоры».
Теперь за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов или прекурсоров, а также растений, содержащих эти вещества, в
информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет, наступает уголовная
ответственность. Наказание может быть назначено только тем лицам, которые ранее
были привлечены к административной ответственности за аналогичные действия,
если это произошло дважды в течение одного года, или тем, кто уже имеет
судимость за подобные преступления.
Суд может назначить виновному штраф в размере от ста тысяч до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет. Также возможны обязательные работы на срок
от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, исправительные работы на срок до
двух лет, ограничение свободы на тот же срок, принудительные работы или лишение
свободы на тот же период. Кроме того, суд может назначить дополнительное
наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до двух лет.
Право на
социальный налоговый вычет в связи с обучением в образовательных организациях
В соответствии с пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской
Федерации гражданин, обучающийся в образовательных организациях, может получить
социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов на
обучение, с учетом установленных ограничений.
Также претендовать на получение данного вычета могут
налогоплательщики-родители за обучение своих детей в возрасте до 24 лет,
налогоплательщики-опекуны (налогоплательщики-попечители) за обучение своих
подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность. Размер социального налогового
вычета в данном случае складывается из фактически произведенных расходов на это
обучение, но не более 110 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих
родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного социального налогового вычета
распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в
случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет
по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Кроме того, с 1 января 2024 года данное право также предоставлено
налогоплательщику - супругу (супругу) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком
обучения супруга (супруги) по очной форме обучения в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
Ответственность
физических лиц за совершение коррупционных преступлений
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» ответственность за коррупционное правонарушение
наступает не только для должностных и юридических лиц, но и для физических лиц
- граждан, не занимающих какие-либо должности.
Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против
интересов службы.
Предметом получения взятки являются не только деньги, но и ценные
бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в
обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие и т.д.). Законом
к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера
(ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользование
имуществом, право хозяйственного ведения, оперативное управления, сервитут и
т.д.)
Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды преступлений
коррупционной направленности: получение взятки (статья 290); дача взятки
(статья 291); посредничество во взяточничестве (статья 291.1); мелкое
взяточничество (ст. 291.2); коммерческий подкуп (статья 204); провокация взятки
либо коммерческого подкупа (статья 304).
Уголовно наказуемыми по ст.291.2 УК РФ является любая взятка, не
превышающая десяти тысяч рублей, а наказание может быть от штрафа в размере
двухсот тысяч рублей до лишения свободы на один год.
Взятка, превышающая десять тысяч рублей, в силу ст.291 УК РФ может
караться лишением свободы на срок до 15 лет в зависимости от ее размера и иных
обстоятельств.
Вместе с тем, суд может принять решение о наложении штрафа в размере от
пятикратной до девяностократной суммы взятки в зависимости от ее размера и иных
обстоятельств.
Таким образом, даже мелкая взятка может иметь большие последствия в
виде судимости, а в некоторых случаях и существенных материальных потерь.
В примечании к статье 291 УК РФ указано, что лицо, давшее взятку,
освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало
раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения
преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное
дело, о даче взятки.
Перечень оснований, при которых возможно в установленном законом
порядке избежать ответственности, является исчерпывающим и расширенному
толкованию не подлежит.
О выявленных фактах взяточничества гражданам необходимо обращаться в
правоохранительные органы.
Ответственность
за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте
терроризма предусмотрена ст. 207 УК РФ.
К заведомо ложным сообщениям об акте терроризма относятся сообщения о
готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели
людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных
общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.
Максимальное наказание по части 1 названной статьи предусмотрено в виде
принудительных работ на срок от двух до трех лет.
Те же деяния, совершенные в отношении объектов социальной
инфраструктуры (организации систем здравоохранения, образования, дошкольного
воспитания и т.п.) либо повлекшее причинение крупного ущерба (на сумму свыше 1
млн. руб.), наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных
действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного
имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в
целях дестабилизации деятельности органов власти наказывается лишением свободы
на срок до восьми лет.
Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей
статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Кроме того, помимо наступления уголовной ответственности, с лиц, ложно
сообщивших об акте терроризма, могут быть взысканы все расходы, связанные с
работой экстренных служб в связи с заведомо ложным сообщением об акте
терроризма.
Уголовная
ответственность за заведомо ложный донос
Статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена
уголовная ответственность за заведомо ложный донос.
В соответствии с ч. 1 ст. 306 УК РФ заведомо ложный донос о совершении
преступления наказывается вплоть до лишения свободы сроком до 2 лет.
Часть 2 статьи 306 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за
заведомо ложный донос, соединенный с обвинением лица в совершении тяжкого или
особо тяжкого преступления. Наказание за такое преступление предусмотрено
вплоть до 3 лет лишения свободы.
Вышеуказанные деяния, соединенные с искусственным созданием
доказательств обвинения, влекут уголовное наказание в виде лишения свободы до 6
лет.
Внесены изменения в правила признания лица инвалидом,
ребенком-инвалидом
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2024 года
№771 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, ребенком-инвалидом,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022
года № 588.
Так, установлено, что одновременно в зависимости от структуры и степени
стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности
гражданину, признанному инвалидом, определяется целевая реабилитационная группа
(несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций
организма и ограничений жизнедеятельности).
Целевая реабилитационная группа устанавливается на срок установления
группы инвалидности, категории «ребенок-инвалид».
В случае необходимости внесения изменений в индивидуальную программу
реабилитации и абилитации в связи с установлением целевой реабилитационной
группы (целевых реабилитационных групп) гражданину, ранее признанному инвалидом
(ребенком-инвалидом), по его заявлению либо по заявлению его законного или
уполномоченного представителя, взамен ранее выданной индивидуальной программы
реабилитации и абилитации составляется новая индивидуальная программа
реабилитации и абилитации без проведения нового освидетельствования, если с
момента предыдущего освидетельствования прошло не более 3 лет по данным, имеющимся
в протоколе проведения медико-социальной экспертизы.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной
индивидуальной программе реабилитации и абилитации, не осуществляется.
Вправе ли
работодатель отстранить от работы работника за отказ пройти вакцинацию против
гриппа?
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работодатели обязаны
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия,
к которым относятся профилактические прививки, проводимые в целях
предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В случае отказа работников от прохождения вакцинации от гриппа
работодатель не вправе отстранить их от работы, за исключением работников,
которые трудятся на работах, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением
Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.
Согласно данному Перечню, к таким работам относятся работы в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работы по отлову и
содержанию безнадзорных животных, работы по обслуживанию канализационных
сооружений, оборудования и сетей, работы с больными инфекционными заболеваниями
и другие.
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических
прививок, оформляется в письменной форме. Отсутствие профилактических прививок
влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким
риском заболевания инфекционными болезнями.
Соответственно, если работники трудятся на работах, указанных в
приведенном Перечне, то работодатель в случае отказа от вакцинации имеет право
отстранить их от работы.
Дисциплинарная
ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к
дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Дисциплинарные взыскания налагаются на гражданского служащего в
соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(далее – Закона о государственной гражданской службе) и применяются по итогам
проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего
государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и
запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов
и неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии
коррупции, в отношении него могут быть применены дисциплинарные взыскания в
виде замечания, выговора либо предупреждения о неполном должностном
соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Закона о государственной гражданской
службе предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в
связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен также особый срок для привлечения
виновных государственных служащих к ответственности.
В силу статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе взыскания,
предусмотренные за коррупционные правонарушения, применяются не позднее одного
месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим
коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности
гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия
на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и
рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
За совершение коррупционного правонарушения гражданского служащего
можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня
поступления информации о совершении правонарушения. Периоды его временной
нетрудоспособности, пребывания в отпуске, иного уважительного отсутствия в
данный срок не входят.
При этом привлекать к такой ответственности можно не позднее трех лет
со дня совершения правонарушения.
В указанные сроки не включается период производства по уголовному делу
(часть 3 статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе, часть 4
статьи 193 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Новая схема
мошенничества с целью получения доступа к порталу Госусуг
Телефонные мошенники придумывают все новые способы обмана для получения
персональных данных, а также доступа к кабинету гражданина на портале Госуслуг.
Среди таких новых способов - звонок участникам судебного процесса от
имени работников суда.
Так, мошенники проверяют сайты судов, подыскивая лиц, в отношении
которых уже имеется информация о судебных заседаниях и персональных данных,
выбирают ближайшие судебные заседания, после чего звонят данным гражданам от
имени помощников судьи (секретарей судебных заседаний) соответствующего суда о
том, что лицо не получило извещение (повестку) на судебное заседание на портале
«Госуслуг» и требуют получить там это извещение. После чего просят передать им
код из пришедшего смс-сообщения, тем самым получая доступ к порталу «Госуслуг».
Поскольку мошенники заранее готовятся к таким действиям, то при
обращении к «жертве» называют конкретные судебные заседания, правильные даты
следующих судебных заседаний, звонок осуществляется от имени реально
существующего помощника (секретаря) судьи. Все это направлено на то, чтобы
гражданин поверил звонящему и потерял бдительность.
В этой связи прокуратура разъясняет, никому не называйте приходящие вам
в смс-сообщениях пароли! Помните, ни один сотрудник государственного органа не
будет спрашивать такие данные!
Ответственность за складирование шин на почве
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это
вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ,
оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для
удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам
производства и потребления.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов,
утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные
автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности. При этом статьей 51
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо
предусмотрен запрет сброса отходов производства и потребления, в том числе на
почву.
За складирование отработанных шин на почве предусмотрена
административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований в
области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании,
обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).
При этом санкция указанной статьи влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных
лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до
двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
О порядке приостановления и прекращения уголовных дел
в отношении участников СВО
Федеральным законом от 02.10.2024 № 340-ФЗ «О внесении изменений в
статью 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации» установлен правовой механизм приостановления
уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступление, которые призваны на
военную службу.
Положения ст. 78.1 УК РФ дополнены возможностью приостановления
уголовных дел в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу
в Вооруженные Силы Российской Федерации, по ходатайству командования воинской
части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК РФ.
Одновременно с этим внесены корреспондирующие изменения в нормы
уголовно-процессуального законодательства, в частности в ст.ст. 28.2, 110, 238,
239, 253, 254 УПК РФ, которые регламентируют основания и порядок принятия судом
решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании
ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры
пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых).
Кроме того, аналогичный правовой механизм теперь распространяется на
осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в
законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному
делу (глава 45.1 УПК РФ).
Помимо этого, указанным федеральным законом установлены обстоятельства,
влекущие освобождение от уголовной ответственности, по основаниям,
предусмотренным п. п. «а, в, о» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 №
53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», то есть по достижению лица
предельного возврата пребывания на военной службе, состоянию здоровья, а также
в связи с окончанием периода мобилизации или отменой военного положения.
Также среди обстоятельств указано и награждение военнослужащего
государственной наградой в период прохождения военной службы.
Таким образом, указанные изменения могут быть реализованы в отношении
подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному
делу, в судах первой и второй инстанций, а также применительно к осужденным,
отбывающим наказание.
Закон вступил в силу 03.10.2024 со дня его официального опубликования.
Уточнен порядок
установления факта участия граждан Российской Федерации в специальной военной
операции
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2024 № 1465 внесены изменения
в постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2024 № 1354,
которыми установлено, что участие граждан РФ в СВО может подтверждаться
справкой, выдаваемой привлекавшими их федеральными органами исполнительной
власти, либо сведениями, предоставляемыми федеральным органам исполнительной
власти (федеральным государственным органам) с использованием единой системы
межведомственного электронного взаимодействия.
Будьте
бдительны!
Схема действий злоумышленников всегда одинакова: обманным путём они
вынуждают человека самостоятельно сообщить данные для входа в личный кабинет
банковского приложения, мобильного оператора, Госуслуг и других полезных
ресурсов. Чтобы звучать убедительно и воздействовать на эмоциональном уровне,
они затрагивают самые актуальные темы.
Мошенники могут представляться сотрудниками социальных служб, медиками,
правоохранителями, обещать выигрыш в лотерею или увеличение пенсии, выплаты от
государства или выгодный кредит. Такие методы получения доступа к данным
называются социальной инженерией.
Как защитить себя от социальной инженерии
- Будьте бдительны во
время телефонных разговоров. Не торопитесь. Если диалог кажется вам
подозрительным, прервите звонок. Лучше перезвоните в банк или организацию
по номерам, указанным на официальном сайте. Помните, что представители
Госуслуг и служб безопасности банков никогда не звонят первыми.
- Обратите внимание на
способ связи. Для звонков мошенники часто используют мессенджеры.
Настоящие представители ведомств и органов власти никогда не будут звонить
через WhatsApp или Telegram.
- Не сообщайте никому
логины и пароли от личных кабинетов. Внимательно читайте назначение
смс-кодов. Например, смс-коды Госуслуг могут потребоваться только лично
вам и никому больше. Не говорите никому ответ на контрольный вопрос,
который вы используете для восстановления доступа.
- Внимательно следите
за актуальностью номера, к которому привязан аккаунт.
- Используйте сложные
пароли, периодически меняйте их. Если сервис позволяет, подключите
двухфакторную аутентификацию.
- Внимательно изучайте
адрес страницы, на которой вводятся данные, чтобы не попасть на фишинговый
ресурс.
Будьте
бдительны!
О последствиях
неуплаты штрафа за нарушение ПДД
За неуплату штрафа грозит штраф в двукратном размере, административный
арест либо обязательные работы. Кроме того, служба судебных приставов может
взыскать штраф за счет имущества нарушителя, его денежных средств на счетах в банках,
зарплаты и ценных бумаг, а также наложить запрет на выезд из РФ.
Штраф за правонарушение в области дорожного движения должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном
размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о
наложении такого штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Однако в случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления
о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое, за исключением штрафа за
совершение отдельных правонарушений.
Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф
уплачивается в полном размере. Если копия постановления о наложении штрафа
направлена гражданину, привлеченному к ответственности, по почте и поступила в
его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения, указанный срок подлежит
восстановлению по ходатайству такого лица (ч. 1, 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Следует также учитывать, что штраф может быть уплачен привлеченным к
ответственности лицом до дня вступления постановления в законную силу (ч. 1.5
ст. 32.2 КоАП РФ).
Если в установленный срок штраф не уплачен, то в течение последующих
трех месяцев гражданина могут привлечь к ответственности в виде:
административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не
менее 1 000 руб., либо административного ареста на срок до 15 суток, либо
обязательных работ на срок до 50 часов. Следует иметь в виду, что
административный арест на срок до 15 суток не может применяться, если штраф не
уплачен за правонарушение в области дорожного движения, зафиксированное
автоматическими средствами фото- и киносъемки и видеозаписи (п. 3 Примечания к
ст. 20.25 КоАП РФ).
Увеличены
социальные выплаты медицинским работникам в малонаселенных местностях
Постановлением Правительства Российской Федерации установлены максимальные ежемесячные
социальные выплаты для медицинских работников, которые трудятся в сельской
местности, районных центрах и малых городах.
Так, в населенных
пунктах, где проживает не более 50 тыс. человек, размер выплаты для врачей
первичного звена составит 50 тыс. руб., при численности населения от 50 до 100
тыс. человек - 29 тыс. руб.
Для среднего
медицинского персонала размеры выплаты определены при численности населения до
50 тыс. человек - до 30 тыс. руб., от 50 до 100 тыс. человек - 13 тыс. руб.
Постановление
вступило в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 марта 2024 г.
Усилена
уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение
преступлений
Принят Федеральный
закон от 29.05.2024 № 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 150 Уголовного
кодекса Российской Федерации», вступивший в силу 09.06.2024.
Ранее была
предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в
преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а
также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической,
расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам
ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Рассматриваемым
Федеральным законом дополнительно предусмотрена уголовная ответственность также
за вовлечение несовершеннолетнего в совершение трех и более преступлений
небольшой и (или) средней тяжести, которое наказывается лишением свободы на
срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без
такового.
Категории
граждан, которые смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без банковской
комиссии
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 1059-р
утвержден перечень физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и
подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения (вознаграждения) при
перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за
несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и
коммунальные услуги.
Так, к указанным категориям относятся:
- лица старше 18 лет,
входящие в состав многодетной семьи;
- инвалиды, ветераны
боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны,
участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- пенсионеры.
Данное распоряжение вступило в силу 01.07.2024.
Лица, впервые получающие охотничий билет, будут
проходить проверку знаний, входящих в охотминимум
Указанные изменения установлены Федеральным законом от 19.12.2023 №
617-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении
охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах
организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Также обязанность по проверке знаний охотминимума устанавливается для
лиц, получающих охотничий билет повторно, если охотничий билет, полученный
ранее, был аннулирован.
Охотминимум включает в себя, в частности, знание требований
безопасности при осуществлении охоты, ограничений охоты и основ биологии диких
животных.
Кроме этого, подписанным законом устанавливается, что с 1 января 2025
года охотничий билет будет выдаваться в форме электронного документа. В случае,
если заявитель укажет на необходимость получения охотничьего билета на бумажном
носителе, охотничий билет будет выдан на бумажном носителе, имеющем равную
юридическую силу с охотничьим билетом, выданным в форме электронного документа.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за
исключением его отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2025
года.
Об усилении ответственности за нарушения, связанные с
обслуживанием газового оборудования
Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в статью
9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с внесенными изменениями отказ в допуске представителя
специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по
техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в
многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового
оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в
жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа повлечет
наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на
должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических
лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о
техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или
договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования,
если заключение таких договоров является обязательным.
Введена ответственность за выполнение работ (оказание услуг) по
техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного
газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов,
входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового
оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о
газоснабжении. Указанное повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до
пятисот тысяч рублей.
Установлена административная ответственность за
спам–звонки
Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ статья 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
дополнена частью 4.1, устанавливающей ответственность за нарушение
установленных законодательством о рекламе требований к рекламе,
распространяемой по сетям электросвязи.
За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в
виде штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на
должностных лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц –
от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
установлены требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
Так, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе
посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной
связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или
адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без
предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель
не докажет, что такое согласие было получено.
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение
рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения
рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без
участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном),
в том числе, осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи,
реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой
абонентом.
При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной
системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно
учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
Изменения вступили в силу с 17.04.2024.
Ответственность за разглашение врачебной тайны
К врачебной тайне относятся сведения о факте обращения гражданина за
оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения,
полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, запрещено, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
Виновное лицо за разглашение врачебной тайны может быть привлечено к
административной ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ. Размер административного
штрафа для должностных лиц может составить до 50 тыс. руб., для юридических лиц
– до 200 тыс. руб.
Дела по данному административному правонарушению возбуждаются
прокурором.
Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений,
составляющих врачебную тайну, без согласия лица либо распространение таких
сведений публично или в СМИ может повлечь уголовную ответственность по ст. 137
УК РФ, в том числе в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Одновременно гражданин вправе обратиться в суд с требованием о
возмещении ему вреда (в том числе морального).